Описание изображения

НОВОЕ ТАНГО (NEW TANGO)

Густаво Навейра. Опубликовано в Tango: A History of Obsession, 2009
Перевод Ю.Алексеев

Социальный класс

"Сегодня, безусловно, можно говорить о новом танго"
На протяжении своей истории танго поражало очевидцев своим воздействием на социальные классы. Говорят, например, что в Буэнос-Айресе танго пришло из низших классов, поднимаясь затем к высшим или аристократическим классам. Для многих людей этот факт означал нечто существенное в танго. Напротив, говорят, что в Европе танго сначала появилось в высшем классе, а затем спустилось к буржуазии и т. д.
Хотя эта игра восходящей и нисходящей мобильности, возможно, и имела место, гораздо интереснее отметить, что то, что происходит сейчас с танго во всем мире, не имеет ничего общего с каким-либо движением между социальными классами.
Этот факт примечателен именно тем, что в настоящем люди всех социальных слоев танцуют танго. Лучше сказать, что есть люди всех типов. Ограничений нет. Мы видим богатых, бедных, интеллектуальных, невежественных, престижных, маргинальных, знаменитых, неизвестных, грубых, толстых, худых, красивых, уродливых, мы видим руководителей, рабочих, первый класс, экономический класс, бизнесменов, уличных торговцев, государственных служащих, безработных, аристократов и кого угодно. Что действительно важно, так это то, что они хорошо танцуют. Итак, это один из первых важных элементов, демонстрирующих наличие "нового танго".

Современная жизнь

В то же время мы должны понимать, что люди в нашем современном мире имеют потребности, которые сильно отличаются от тех, которые существовали, когда танго достигло своего пика в 40-х годах. И эта разница еще больше в сравнении с эпохой зарождения танго в начале 20 века. В настоящее время люди живут под гораздо большим давлением из-за развития технологий, информационного взрыва и беспрецедентного роста средств коммуникации. В этой среде танго имеет тенденцию казаться великим откровением, освежающим и обновляющим, способным эффективно облегчить это давление.
Чтобы обобщить сказанное, учитывая его сложность, а также для того, чтобы познакомить читателя с этой перспективой, я выделю некоторые привлекательные аспекты танго сегодняшнего дня, которые во многих случаях могут быть решением проблем современной жизни:
- Возможность прямого, личного участия. Человек не просто зритель или слушатель.
- Встреча с противоположным полом. Бесконечная игра намёков во встрече мужчины и женщины.
- Переопределение ролей внутри пары, через данную игру танца.
- Развитие осознания другого человека, которое необходимо и существенно для танца.
- Альтернатива одиночеству.
- Возможность забыться в игре импровизации.
- Ощущение бесконечных возможностей в хореографии. (Смысл, который является на самом деле точным).
- Чувство силы, которое приходит от освоения сложности танца.
- Возможность отличаться по-настоящему. Невозможность лгать о своих способностях.
- Решение для снятия стресса.
- Возможность для социальных связей и чувство принадлежности, которые исходят из конкретной деятельности, практикуемой в группах.
- Возможность своего рода развлечений и увеселений, которые наполнены содержанием.
- Удовольствие от необычного, разного, нового, экзотического.
- Возможность быть вовлеченным в мир, который находится вне контроля правительств и крупных корпораций, и давление, которое эти вещи обычно оказывают на людей. Милонги всегда несколько скрыты от глаз, и проводятся в необычных местах в любой день и время.

1940-е годы

Другие важные элементы для этого анализа возникают из наблюдения всех (или, по крайней мере, большинства) парных танцев прошлого. Мы сразу видим, что во всем мире было движение, которое было на пике в 40-х и 50-х годах и закончилось в 60-х.
Когда мы говорим об этом пике 40-х и 50-х годов, мы говорим о феномене, фундаментально связанном с музыкой. Танец был просто способом выразить страсть и пыл, вызванные музыкой. Это не было основным мотивом. Обстановка той эпохи создала большую питательную среду, которая произвела композиторов, музыкантов и певцов уникальной гениальности, которые дали нам музыкальные произведения неисчислимой ценности.
Эти десятилетия продемонстрировали культурный, художественный и социальный взрыв, который распространился на весь западный мир, и который можно наблюдать в американском джазе, вальсе мюзетт во Франции, кубинском соне, бразильской самбе.
Сегодня ситуация совсем иная. Сегодня речь идет только о танце. Этот современный феномен танца нельзя соотнести с музыкальным событием, как в 40-е годы — учитывая, что мы танцуем под старую музыку. Сегодня нет музыки, способной произвести воздействие такой же силы, какое произвела музыка той эпохи, которая могла бы повлиять на людей настолько же сильно, что привело бы к потребности выражения в танце. Сегодня потребность в танце существует, но она имеет другие мотивы. Так, мы танцуем под старую музыку просто потому, что нет ничего лучше — что демонстрирует, что акцент сейчас делается исключительно на танец. Мы стремимся танцевать танго как можно лучше, поэтому используем лучшую музыку. Таким образом, хотя люди могут танцевать то же самое или с теми же шагами, факторы, которые мотивируют их танцевать — различны.

Новый стиль танго

Существует большая путаница в вопросе о том, как танцевать танго: назовите это техникой, формой или стилем. Термин "tango nuevo " ("новое танго") используется для обозначения стиля танца, что является ошибкой. На самом деле, tango nuevo — это все, что произошло с танго с 1980-х годов. Это не вопрос стиля.
Часто случается, что посредственные танцоры, пойманные в ловушку грубого и сентиментального танца, и столкнувшиеся с логической невозможностью выделить себя среди остальных, называют свой танец "традиционным танго", чтобы придать себе в некотором роде престижа.
Точно так же, когда они оказываются рядом с хорошими танцорами, посвятившими себя развитию танца и показывающими реальные возможности танца, они пытаются классифицировать их с помощью некоторых бессмысленных терминов, таких как "танго нуэво" — чтобы дать себе равный статус как в "традиционном" против "нового". Это создает бесконечную путаницу. Нет ничего более далёкого от реальности.
Слова "tango nuevo" не являются ни конкретным термином, ни названием (за исключением случая музыкального произведения Пьяццоллы). Вопрос в том, как мы их используем. Имея это в виду, эти слова прямо выражают (хотя и в буквальном смысле) то, что происходит с танго вообще, а именно — что танго развивается. "Tango nuevo" — это не еще один стиль; просто танго растет, совершенствуется, развивается, обогащается, и в этом смысле мы движемся к "новому" измерению в танце.

Новое объятие танго

В последнее время в сообществе танцоров танго много обсуждается проблема объятия, деления танца на "открытый" или "закрытый" стиль, что также вызывает большую путаницу. Открытое объятие или закрытое объятие, танец с пространством или танец в близком объятии, все это — устаревшие термины. Это старый образ мышления, возникший из-за отсутствия технических знаний в прошлом. Это простое и неуклюжее разделение между открытым и закрытым часто используется теми, кто пытается отрицать эволюцию танца, чтобы замаскировать собственное незнание. Сегодня совершенно ясно, что дистанции в танце имеют гораздо большую сложность, чем простые "открытое" или "закрытое" объятие. Существует множество расстояний, и они постоянно взаимодействуют с другими факторами — так что структура, лежащая в основе танца, всегда определяет и регулирует расстояния. То есть то, что происходит сегодня, заключается в том, что мы имеем возможность использовать все и каждое из этих расстояний — просто когда захотим.
Это разделение хорошо для начинающих или для средних танцоров, которые, как правило, имеют мало настоящей вовлечённости в танго, и поэтому обычно танцуют на одной дистанции — потому что это всё, чем они могут управлять. Но для действительно преданных танцоров, кто заинтересован в реальном и истинном углублении танца, этого простого разделения между закрытыми объятиями и открытыми объятиями даже отдалённо не достаточно.
Это не вопрос того или иного стиля; это вопрос хорошего танца. Мы учились и развивали свои знания. Результатом этого является танец бОльших возможностей, большого технического и виртуозного богатства, а также гораздо более высокого художественного качества, учитывая, что этот больший диапазон и технический контроль позволяют нам гораздо глубже подходить к музыке и ее танцевальному выражению.

Новое танго в Буэнос-Айресе и мире

Как и всё в процессе развития, танго как танец, очевидно, претерпело изменения с эпохи 40-х годов. Ныне живущие представители того поколения наивно утверждают, что танго того времени было и остается "правильным". В поддержку этой идеи говорит тот факт, что мы танцуем под старую музыку, "оригинальное" танго. Кроме того, атрибуты танго той эпохи все еще с нами: милонга та же, музыка та же, танцевальный зал тот же, столы те же... и, логически, почему мы не должны танцевать то же самое?.. И, возможно, также логично, что представители этого оригинального танго волшебным образом становятся "теми, кто знает", даже когда они действительно не помнят, как это было, и не могут четко идентифицировать даже один из немногих моментов, которые они помнят.
Тем не менее, всё это "возрождение" - лишь видимость. Те же самые "милонгеро" (этот термин используется для обозначения представителей того поколения: как правило, людей старше семидесяти, которые парадоксально не принимают предлагаемые новые формы танго, но с радостью принимают термин "милонгеро", который является социально совершенно новым, учитывая, что в прошлом слово "милонгеро" означало совсем другое) изменили свой способ танца, включая многие элементы танго, как их танцуют сегодня (они, вероятно, не ясно помнят, как это было в прошлом, и поэтому они берут то, что они видят вокруг себя); некоторые из них даже имеют смелость сказать, что они помнят, как видели эти новые шаги в старые времена... они делают всё это — не говоря уже о тех, кто представляет себя как "старые милонгеро" (учитывая их возраст), когда на самом деле они научились танцевать танго четыре или пять лет назад.
Эта красочная и несколько комичная ситуация встречается только в Буэнос-Айресе, потому что именно здесь родилось аргентинское танго, и именно здесь мы находим этих людей, которые жили вместе с историей танго. Но во всех крупных городах и во многих небольших городах по всему миру сегодня танцуют танго без какого-либо отношения к аргентинской культуре, без знания истории танго, без знания музыки и без присутствия каких-либо из этих "милонгеро-авторитетов".
Во всех частях мира есть группы людей, которые собрались вместе для танго-практик, занятий, милонг, представлений, фестивалей, конгрессов и т. д., конечно, только потому, что их привлекает этот особенный танец с его особыми характеристиками. Они страстны, если не фанатичны в танго, и у них нет никакого культурного фона. Они открыто не очень заботятся о том, является ли танго, которое они танцуют, точным оригиналом, и они не зависят от надзора какого-либо сеньора милонгеро. Они ищут качество в танцах, и в некоторых местах они достигли очень высокого уровня. Они следуют за эволюцией танца, для удовольствия в танце, потому что танцевать танго интересно само по себе — неважно, пришло ли танго из Аргентины или любого другого места.
И эта ситуация совершенно новая. Никогда в истории ничего подобного не случалось, ни с танго, ни с чем другим. Это также не вопрос распространения аргентинской культуры (это глупая идея); ни политики, ни журналисты в Аргентине даже не знают, что происходит с танго во всем мире. Никто конкретно не предпринимал никаких усилий по распространению; танго — это реальность, которая распространяется подлинным образом и без какой-либо помощи средств массовой информации.
Это говорит о том, что присутствие танго в мире никак не связано с историей аргентинского танго, которая имела место в Буэнос-Айресе. Присутствие танго в мире — факт, совершенно не связанный с историей. Это уникальное, новое, мощное явления, и оно только начинается. Это не "возрождение", и это не "возвращение" оригинального танго.
По всем этим причинам сегодня мы можем говорить о танго, которое является действительно новым.

Тула, Болдина 98А 8-902-840-17-00