Назад к списку

Проект «Orquesta Típica Victor» – «невидимый оркестр»

Автор: Néstor Pinsón, оригинал статьи на сайте http://www.todotango.co
Перевод: Александр Арманд, специально для Argentum tango, студии танго в Туле

Как-то у представителей звукозаписывающей компании Victor возникла идея собрать оркестр, который представлял бы корпорацию. Для этого они обратились к классическому пианисту, который еще не играл в танго: Адольфо Карабелли.
Об Адольфо Карабелли – основателе Orquesta Típica Victor
Этот великий артист учился у лучших учителей своего времени и уже в пятнадцать лет давал концерты в театрах города Буэнос-Айреса. Когда он был очень молод, он отправился в Болонью (Италия), где оставался до 1914 года. Там он пошел в школу и продолжил свое музыкальное образование. Когда война закончилась, он вернулся в свою страну, где собрал небольшую группу классической музыки: Trío Argentina.
Примерно в это же время он познакомился с пианистом Липофф, который аккомпанировал известной танцовщице балерине Анне Павловой. Он представил Адольфо Карабелли мир джаза, жанра, который начинал получать широкое признание.
Его первый оркестр был назван River Jazz Band. Позже, при переходе на радио, оркестр стал носить его имя, достиг ошеломляющего успеха и был востребован всеми ночными клубами того периода. Эдуардо Армани и Антонио Пульезе, среди прочих, прошли через его ряды.
Адольфо Карабелли записал свои ранние пластинки для лейбла Electra, а позже, как мы писали выше, его наняла компания Victor в качестве музыкального консультанта и ответственного за создание оркестра танго.
Это был выдающийся оркестр танго, который никогда не выступал на публике, но оставил за свою долгую карьеру прекрасные воспоминания о своем совершенстве и качестве.


Составы
Первый состав оркестра, собранный Карабелли, дебютировал записью двух танго 9 ноября 1925 года. То были танго «Olvido» Анхеля Д'Агостино и «Sarandí» Хуана Бауэра.
Состав оркестра:
•Луис Петручелли, Николас Примиани и Чириако Ортис (бандонеоны);
•Манлио Франсия, Агесилао Ферраццано и Эухенио Романо (скрипки);
•Висенте Горрезе (фортепиано);
•Умберто Костанцо (контрабас).
Состав оркестра менялся очень часто, музыканты постоянно сменялись, но все они были превосходного уровня. Например, некоторые эксперты признают на некоторых записях скрипку маэстро Эльвино Вардаро.
Можно назвать другие важные имена, которые прошли через оркестр Tipica Victor: Федерико Скортикати, Карлос Маркуччи и Педро Лауренс (бандонеонисты); Орландо Карабелли, брат Адольфо Карабелли, и Нерон Ферраццано (контрабас); Николас Ди Маси, Антонио Буглионе, Эдуардо Армани и Эухенио Нобиле (скрипки). Каэтано Пуглизи, Альфредо Де Франко и Анибал Троило также в некоторых случаях работали с оркестром.
По прошествии времени и по коммерческим соображениям звукозаписывающая компания решила, что одного оркестра недостаточно. По этой причине появился целый ряд оркестров: Orquesta Victor Popular, Orquesta Típica Los Provincianos под руководством Чириако Ортиса, Orquesta Radio Victor Argentina во главе с Марио Маурано, Orquesta Argentina Victor, Orquesta Victor Internacional, Cuarteto Victor, включающий Кайетано Пуглизи, Антонио Росси (скрипки), Чириако Ортиса и Франсиско Праканико (бандонеоны) и отличный Trío Victor со скрипачом Эльвино Вардаро и гитаристами Оскаром Алеманом и Гастоном Буэно Лобо.
Уже упомянутые превосходные качества музыкантов сделали Orquesta Típica Victor одним из самых богатых музыкальных проявлений своего времени. Оркестр оставался на таком уровне до конца тридцатых годов. Это важно подчеркнуть, потому что другие знаменитые оркестры того времени, такие как оркестр Хулио де Каро, к этому периоду потеряли свой вектор.
К сожалению, позже, из-за репертуара, который пытался соответствовать коммерческим потребностям того времени, качество композиций оркестра снизилось, но ни его звучание, ни возможности его членов не стали хуже. Кроме того, вокалисты оркестра продолжали оставаться первоклассными.
В 1936 году руководителем оркестра стал бандонеонист Федерико Скортикати. Его первыми записями стали танго «Cansancio» (авторы: Федерико Скортикати и Мануэль Меаньос) и «Amargura» (авторы: Карлос Гардель и Альфредо Ле Пера) в исполнении Гектора Паласиоса.
В 1943 году оркестр возглавил пианист Марио Маурано. 2 сентября он записал танго «Nene caprichoso» и «Tranquilo viejo tranquilo» (оба авторства Франсиско Канаро и Иво Пелая) с Ортегой Дель Серро на вокале.
Последние записи под названием Orquesta Típica Victor были сделаны 9 мая 1944 года. Это были вальсы «Uno que ha sido marino» (Ужоа Диас) и популярный «Sobre las olas» (автор: Хувентино Росас), исполняемые дуэтом Хайме Морено и Лито Байардо.
Согласно дискографии Николаса Лефковича, записей оркестра было 444. Однако к этому числу стоит добавить большое количество записей на дисках, на противоположной стороне которых были композиции различных исполнителей.
Orquesta Típica Victor в основном играл танго. Однако он также записал другие ритмы, более сорока ранчер и такое же количество вальсов, около пятнадцати фокстротов и немного милонг. Также польки, корридо, пасодобли и т. д.
Вокалисты
Отдельно стоит поговорить о вокалистах. Они появились в Orquesta Típica Victor только через три года после создания оркестра, после того как было записано более ста инструментальных номеров. И первым из них стал скрипач Антонио Буглионе, который спел танго «Piba» 8 октября 1928 года. С ним записано четыре композиции.
За ним последовали Роберто Диас (27 записей), Карлос Лафуэнте (37, с ним записано больше всего композиций), Альберто Гомес (25), Эрнесто Фама (17), Луис Диас (14), Теофило Ибаньес (9), Ортега Дель Серро (7), Хуан Карлос Дельсон (7), Марио Корралес, позже ставший известным как Марио Помар (6), и Чарло (4).
В записях оркестра также принимали участие следующие вокалисты: Альберто Кароль, Хайме Морено, Лито Байардо, Лита Моралес, Эухенио Виньяс, Анхель Варгас, Хосе Бор, Освальдо Морено, Висенте Крисера, Дорита Дэвис, Оскар Угарте, Фернандо Диас, Эктор Паласиос, Мариано Балькарсе, El Príncipe Azul, Франсиско Фиорентино, Армандо Барбе (также называемый Армандо Сентус), Самуэль Агуайо, Уго Гутьеррес, Джимми Пипл, Део Коста, Альберто Баррос, Рауль Лавалье, Аугусто «Тито» Вила и Джино Форсини.
Завершение проекта
В 1944 году звукозаписывающая компания Victor решила положить конец проекту Orquesta Típica Victor. Это неудивительно, ведь танго к тому времени было очень популярным. Без преувеличения можно сказать, что каждый день создавался новый оркестр. Так или иначе, с великими оркестрами сороковых годов – Тройло, Д`Ариенцо, Ди Сарли, Д`Агостино, Тантури, Фреседо, Лауренца и других руководителей – отпала необходимость иметь свой собственный оркестр на студии звукозаписи.


Тула, Болдина 98А 8-902-840-17-00