Автор: Ricardo García Blaya, оригинал статьи на сайте http://www.todotango.com
Перевод: Александр Арманд, специально для Argentum tango
В истории маэстро Мигеля Кало можно увидеть два хорошо дифференцированных этапа, которые показывают его музыкальную эволюцию и раскрывают его одаренность как великого лидера оркестра. Его самый заоблачный успех в танго связан с сороковыми годами, однако работать он начал в конце двадцатых годов, а в тридцатые годы объединил накопленный опыт.
Первый знаковый этап его развития в танго начался с оркестра 1934 года. Стиль, в котором играл оркестр, напоминал об Освальдо Фреседо, а звук - о Карлосе Ди Сарли. До этого Мигель Кало собирал и другие оркестры, но они не получили большой популярности.
В оркестре, собранном в 1934 году, на фортепиано играл Мигель Ниенсон. Он создал свой стиль игры, который оставил неизгладимое впечатление и использовался даже после сороковых годов. Его фортепиано выдавало музыкальные фразы с идеальной каденцией и прекрасным ритмом для танцоров.
В это же время в оркестре Кало звучал вокал Карлоса Данте, с которым Мигель записал 18 шикарных композиций. Также в нем пели танго Альберто Морель и брат Мигеля Роберто Кало. Первый этап истории становления оркестра Кало продолжался до 1939 года.
Сороковые открывают нам зрелость этого великого руководителя оркестра. Он смог собрать молодых музыкантов необычайной способности и профессионализма. Все они позже организовали свои оркестры.
На втором этапе Кало создает и развивает собственный стиль звучания оркестра, в котором соединилось традиционное танго с тенденциями танго того времени. Звучание без лишнего шума, с подчеркнутым присутствием скрипки, ритмичным сектором бандонеона и эффектным фортепиано – в первый год на нем играл Осмар Мадерна, а позже Мигель Ниенсон, вернувшийся в оркестр. Среди музыкантов, которые играли в оркестре Кало, можно выделить Доминго Федерико, Армандо Понтье, Карлоса Лаззари, Эдуардо Ровиру, Хулиана Плазу, Хосе Камбарери (бандонеоны), Энрике Франчини, Антонио Родио, Нито Фараче (скрипки), Ариэля Педернеру и Хуана Фассио (контрабас).
Мигель Кало помогал популяризации не только талантливых музыкантов, но и талантливых певцов – они дебютировали в его оркестре, например Рауль Берон, Альберто Подеста и Рауль Ириарте.
Что касается Рауля Берона, можно сказать, что его нашел бандонеонист Армандо Понтье, который и познакомил его с Мигелем Кало. На тему творческих взаимоотношений Кало и Берона есть интересная история. Певец вместе со своим братом Хосе по существу занимался народной музыкой и знал лишь пару строк какого-то танго. Маэстро Мигель Кало решил познакомить Рауля с музыкой своего оркестра и отвез его в свое кабаре Shangai. После составления репертуара певец начал сопровождать оркестр Кало на радиовыступлениях. Руководителям станции по какой-то причине не понравился певец и они предложили Кало его уволить. С большим сожалением Кало пришлось сказать Берону о том, что они работают вместе до конца месяца, а после прекращают. Тем временем выходит первый диск оркестра, записанный с вокалом Рауля Берона. На нем танго «Al compás del corazón» (музыка – Доминго Фредерико, слова - Омеро Экспосито). Оно стало причиной невероятного успеха продаж пластинок. В результате те же руководители, которые критиковали вокалиста, поздравили маэстро Кало за его выбор и признали свою ошибку. Благодаря этому один из самых важных голосов танго не испортил свою карьеру, а, наоборот, стал одним из лучших, что были у оркестра.
Мигель Кало был музыкантом с теоретическим образованием, он изучал скрипку и бандонеон. С 1926 года он работал и развивал свой талант в различных оркестрах, имеющих большое значение. Например, Мигель играл на бандонеоне в составе оркестра Освальдо Фреседо. В 1927 году он был принят в оркестр Франсиско Прачанико, который был не только руководителем, но и пианистом.
В 1929 году Мигель создал свой первый оркестр, который распустил, чтобы присоединиться к оркестру поэта и пианиста Катуло Кастильо для турне по Испании. После он возвращается в Буэнос-Айрес и снова собирает оркестр с бандонеонистом Доминго Куэстасом, скрипачами Доминго Варелой Контэ, Хюьго Гутьерресом и Энрике Валтри, контрабасистом Энцо Риччи и пианистом Луисом Бригенти. Через некоторое время снова он уезжает за границу, а в 1931 году отправляется в Соединенные Штаты с оркестром Освальдо Фреседо.
Уже в 1932 году, опять же в качестве руководителя оркестра, Мигель Кало записывает первые композиции на лейбле Splendid. Это были танго «Milonga porteña» (музыка Мигеля Кало и Луиса Бригенти, слова Марио Сезар Гомилы) и вальс «Amarguras» (музыка Мигеля Ниенсона и Хайме де лос Хоос). Обе композиции спел Роман Принсе.
Мигель Кало не был выдающимся композитором, но некоторые из танго, ноты к которым он написал, невероятно красивы. Например, в сотрудничестве с Осмаром Мадерной были созданы такие вещи, как «Jamás retornarás» и «Qué te importa que te llore». Оба музыканта являются авторами и нот, и слов к этим танго, а исполнил композиции Рауль Берон. Также популярностью пользуются танго «Dos fracasos» с текстом Омеро Экспосито и милонга «Cobrate y dame el vuelto» с словами Энрике Дизео.
В 1961 году вместе с бандонеонистами Армандо Понтьер и Доминго Федерико, скрипачами Энрике Францини и Хьюго Баралисом, пианистом Орландо Триподи и певцами Раулем Бероном и Альберто Подестой Кало вновь собрал часть оркестра сороковых годов. Этот оркестр был назван «Мигель Кало и его оркестр звезд». Они играли на радио «Эль Мундо» с очень большим успехом и записали на лейбле «Одеон» 12 новых композиций (между 16.04.1963 и 7.06.1963).
Оркестр Мигеля Кало будут помнить за исполнение танго, которое выходит за пределы своего времени и которое сегодня ценится за большие художественные качества и «танцевабельность», к которой отсылает нас хотя бы исполнение «Sans Souci», возможно, в его лучшей интерпретации.